На главную страницу

Немецкая авиация на Севере: взгляд из России

Планируя вторжение на территорию СССР, фашистское командование не могло не учитывать обстановку в Заполярье. Согласно плана "Барбаросса" горный, корпус "Норвегия" должен был обеспечить "оборону области Петсамо и ее рудных шахт, а также трассы Северного Ледовитого океана" (1). В дальнейшем перед корпусом была поставлена задача овладеть базой Северного флота Полярный, блокировав Кольский залив, а затем во взаимодействии с 36-м армейским корпусом захватить Мурманск. В решении этой задачи важная роль была отведена авиации 5-го воздушного флота Германии, сосредоточенной на аэродромах Норвегии и северной Финляндии.

Непосредственно в Заполярье к началу войны была создана и развернута отдельная группировка "Авиакомандование Киркенес" во главе с полковником Нильсеном. Ее костяк составили подразделения, перебазированные с авиабаз южной и центральной Норвегии. В полном составе в нее вошли IV группа 1-й учебной эскадры (IV./StG 1), вооруженная пикирующими бомбардировщиками Ju 87, а также два разведывательных отряда: дальний, из 124-й группы (1.(F)/124) c caмолетами Ju 88 и Do 215, ближний из 32-й группы (1.(H)/32), оснащенный Hs 126. 23 мая 1941 г. из Нидерландов в Норвегию перелетели бомбардировщики Ju 88 II-й группы 30-й бомбардировочной эскадры (II./KG30), 6-й отряд которой 12-13 июня сосредоточился на аэродромах северной Норвегии. На эти же базы вскоре из южной Норвегии были переброшены и истребители Bf 109 I-й группы 77-й эскадры (I./JG77) (2). Из состава 2-го отряда 76-й истребительно-бомбардировочной эскадры на Север перебазировано звено Bf 110. Накануне вторжения германское командование располагало в Заполярье:

  1. 12 бомбардировщиками Ju 88A-5 и 33 Ju 87R.
  2. 22 истребителями Bf 109E-7 (с учетом численности отряда на дальнем аэродроме Банак), 4-6 Bf 110E-2.
  3. Семью ближними разведчиками Hs 126B, 8-10 - дальними Ju 88A-5, Do 17P, Do 215B (3).

Всего - 86-90 боевыми самолетами. За неделю до войны все они были сосредоточены на оперативных аэродромах: Хебугтен, Банак, Луостари, Рованиеми.

С советской стороны, представленной на Севере авиацией 1-й смешанной авиадивизии и ВВС Северного флота, в войну вступили 239 самолетов, в том числе:

  1. 39 бомбардировщиков СБ,
  2. 146 истребителей И-15, И-16, И-153 и
  3. 54 гидросамолета типа ГСТ и МБР-2 (4).

Почти половина (116) из общего числа машин находилась в составе Северного флота и действовала непосредственно в Заполярье (5). По тактико-техническим характеристикам советские самолеты уже считались устаревшими. Советские летчики, не уступая потенциальному противнику в отваге, вместе с тем не имели необходимого опыта ведения боя, что не могло не сказаться на первых результатах войны в небе Заполярья.

Война в воздухе начались гораздо раньше, чем на земле. С 17 по 22 июня 1941 г. советские наблюдательные посты зафиксировали девять разведывательных пролетов немецкой авиации в сторону Полярного. 19 июня состоялся первый на Севере воздушный бой. Старший лейтенант Воловиков на И-153 атаковал над полуостровом Рыбачий He 111 и Bf 110, вынудив их прервать разведку (6). С официальным объявлением войны командование Люфтваффе, пытаясь захватить инициативу в небе, приступило к интенсивным бомбардировкам советских аэродромов. Самого большого успеха германская авиация добилась во время неожиданного массированного налета 29 июня. В этот день на аэродроме Ваенга было сожжено шесть и повреждено 18 советских самолетов (7). Редкий день июня - июля проходил без боев в районе советских воздушных баз. Однако существенного урона последующие бомбардировки не причинили. Численное превосходство советских ВВС и недостаток бомбардировщиков у немецкой стороны не позволили "Авиакомандованию Киркенес" уничтожить советскую авиацию на земле и завоевать прочное господство в небе Заполярья. Более того, с первых дней войны усиливалось сопротивление немецкому натиску. С каждым днем росли невосполнимые потери Люфтваффе. Уже 24 июня Борис Сафонов сбил Ju 88, пилотируемый унтер-офицером Р. Шеллерсом из 6-го отряда 30-й эскадры. За пять дней конца июня - начала июля над Ваенгой были сбиты два командира авиагрупп: капитаны Е. Роегер (II/KG30) и А. фон Лоевски (IV/JG77). Недостаточная поддержка с воздуха сказывалась на результатах наступления горного корпуса. В этой ситуации командование Люфтваффе энергично наращивает свою группировку в Заполярье. 1 августа 1941 г. в Банак из Франции прибывает 21 Ju 88 I-й группы 30-й эскадры. Туда же перелетают "Хейнкели 111" из второго отряда 26-й бомбардировочной эскадры. Полностью стягиваются на мурманское направление отряды II-й группы 30-й эскадры. И, наконец, 28 декабря 1941 г. в Бардуфосс прибывают 20 Ju 88 из состава 8-го и 9-го отрядов последней, третьей, группы этого соединения (8). Впрочем, это усиление не дало желаемых результатов. Советские ВВС совместно с прибывшим в сентябре в Мурманск 151-м британским крылом продолжали оказывать упорное сопротивление в борьбе за небо Заполярья, хотя и несли значительные потери. Именно в этот период в практику ведения боя советскими летчиками вошли лобовые атаки и таран. Самопожертвованием русские пилоты вынуждены были компенсировать несовершенство советской авиатехники, а также просчеты командования в стратегии и тактике.

Всего до 1 ноября 1941 г. части полковника Нильсена совершили 7595 самолёто-вылетов, в том числе бомбардировщики - 4450 и истребители - 2609. По немецким данным было уничтожено 215 советских самолетов и 24 корабля или судна (9). Эти цифры следует считать весьма точными. Согласно советским данным, ВВС Северного флота за этот период потеряли 131, а всего Карельского фронта - 200 самолетов (10). Что касается потерь Люфтваффе, то лишь по полярным отрядам 30-й и 26-й эскадр они составили за сравниваемый период 59 машин (11). Мы не очень ошибемся, если оценим потери 5 воздушного флота на Крайнем Севере в 100 – 120 самолетов (12). Это много, если учесть, что всего Люфтваффе потеряли в 1941 году 3648 машин (13), а ВВС Финляндии за тот же период – 120 (14).

Зима 1941/1942 гг. с ее сложными метеоусловиями привела к снижению активности боевых действий в небе Севера и была использована для доукомплектования и обучения частей. Отлаженное движение конвоев по северному маршруту приковало особое внимание фашистского командования. В Берлине не исключали и возможность вторжения англичан в северную Норвегию. С перебазированием в начале 1942 г. на Трондхейм линкорной группы во главе с "Тирпицем" стало очевидным, что в этих водах в ближайшее время состоятся крупнейшие сражения. Готовясь к ним, командование Люфтваффе провело реорганизацию частей на Севере. В первую очередь реорганизации была подвергнута истребительная авиация. В феврале была сформирована 5-я истребительная эскадра в составе 3-х групп: I-я и II-я группы создавались на основе соответственно бывших I-й группы 77-й эскадры (южная Норвегия) и истребительной группы особого назначения (северная Норвегия). III-я группа была сформирована заново и также была переброшена на мурманское направление в апреле 1942 г. (15). С весны 1942 г. в небе Севера было отмечено и появление более современного самолета - Bf 109F. С созданием истребительной эскадры "Авиакомандование Киркенес" было переименовано в "Норд-Ост". В его подчинение автоматически перешла и большая часть ударной авиации, сосредоточенная на северных аэродромах. После известной директивы Гитлера об усилении взаимодействия частей Люфтваффе с ВМС, в Тромсе и Ставангере в составе 406-й и 906-й групп были созданы две эскадрильи торпедоносцев "Хейнкелей 115" (He 115C-1). Однако, тихоходные гидропланы оказались малоэффективными для действий против конвоев. Этим целям более подходили двухмоторные Ju 88 или He 111. Последние составили основу торпедоносной авиации Люфтваффе. В конце апреля на Север прибыли первые 12 экипажей 3-й группы 26-й эскадры (III/KG 26) капитана Эйке, прошедшие специальную подготовку в итальянской авиашколе в Гроссето. 2 мая они уже вступили в бой против PQ.15 (16). К июню 1942 г. численность торпедоносцев на Севере увеличилось до сорока (17).

 

К лету 1942 г. 5 воздушный флот, согласно советским сведениям, приобрел следующую структуру (18):

Структура Luftflotte5

 

* Наряду с разведывательной авиацией группы "Норд-Ост", в Заполярье, по донесениям разведотдела Карельского фронта, действовали Ju 88 1-го отряда 120-й группы дальних разведчиков, Do 18 и He 115 1-го отряда 126-й группы дальних разведчиков и самолеты He 115 1-го отряда 706-й группы дальних разведчиков.

Согласно немецким источникам, данная схема имеет следующие ошибки:

  1. IV-я группа 5-й истребительной эскадры базировалась в южной Норвегии.
  2. 13-й отряд 5-й эскадры в то время был вооружен Bf 110;
  3. III-й группы 28-й бомбардировочной эскадры на Севере не было.
  4. Отсутствует упоминание о самолетах BV 138 в составе групп морских разведчиков.
  5. Отсутствуют указания на существование 120-го, 126-го и 707-го отрядов разведчиков

(см.: Galland A., Ries K., Ahnert R. The Luftwaffe at War,1939-1945. London,1972. P.179.)

 

В течение весны численность боевых самолетов Люфтваффе на Севере была увеличена более, чем вдвое и, по данным советской разведки, составила на 1 июля 1942 г. по типам самолетов и аэродромам базирования (19):

 

Авиабазы

Bf 109

Bf 110

Ju 88

Ju 87

He 111

Do 18

He 115

Fi 156

Hs 126

Ju 52

FW 58

He 59

Ar 196

Do 17

Пр

Всего

Луостари

48

4

4

 

3

   

2

2

2

         

65

Хебугтен

6

12

16

20

5

2

2

 

2

9

     

2

 

76

Банак

4

 

91

 

11

6

8

3

 

3

1

1

 

3

 

131

Тромсе          

29

9

1

 

8

   

1

   

40

Алакурти

12

             

2

           

14

Кемиярви

5

                           

5

Рованиеми

5

7

2

13

2

   

1

1

29

       

4

64

Всего

80

23

123

33

21

37

19

7

7

41

1

1

1

5

4

403

 

И хотя по численности немецкая авиация уступала советской, Люфтваффе и в 1942 году продолжала удерживать инициативу в небе Заполярья. И причина не только в преимуществах немецкой военной техники и профессионализме летчиков, но и в недостатках советской авиации.

В составе ВВС Северного флота (с приданными им для прикрытия PQ.17 и PQ.18 cамолетами сухопутных соединений), 14 армии (мурманское направление) и 19 армии (кандалакшское направление) Карельского фронта находилось 432 машины (20). Однако значительная их часть являлась небоеспособной. Из 268 самолетов ВВС Северного флота исправными были лишь 131 (21). Главные причины тому, - выработка моторесурсов на отечественных машинах и отсутствие запчастей к иностранным. А последние составляли более половины всего авиационного парка (22). Причем в большинстве соединений лишь начался процесс их освоения. Значительное поступление современных образцов не обеспечивалось адекватно подготовленным летным составом, а командиры ВВС не приобрели еще опыта применения новой авиационной техники. Не случайно советское командование неоднократно пыталось завербовать пленных немецких летчиков в качестве инструкторов для обучения своих пилотов.

Используя собственные преимущества, немецкое командование с наступлением весны - лета провело ряд крупных операций, имевших целью прервать союзнические коммуникации на Севере. В их числе: массированные бомбардировки портов Мурманска (май-июнь) и Архангельска (август-сентябрь), разгром каравана PQ.17, операция "Вундерланд" в Карском море. Почти все они были неожиданными для советского командования. Первый налет на Архангельск 24 августа прошел для фашистской авиации практически безнаказанно. Вплоть до столкновения с "А. Сибиряковым" не был замечен "Адмирал Шеер". 18 самолетов, специально посланные на его поиск, так и не смогли обнаружить рейдер (23). И здесь следует отдать должное смелости немецких летчиков и моряков. Лишь после войны стало известно, что успех этих и других акций был во многом достигнут благодаря развертыванию в глубоком советском тылу секретных фашистских баз. Такие базы были созданы на островах Земли Франца-Иосифа, на Новой Земле, на Шпицбергене (24). Обнаруженные недавно материалы указывают также на вероятность существования немецкой аэродромной площадки в районе озера Окулово, что в 200 километрах к северо-востоку от Архангельска (25).

Умело используя собственные преимущества и просчеты противника, немецкое командование в целом успешно решило поставленную задачу: свело до минимума поступление стратегических грузов в СССР северным путем. В этом немалую роль сыграла и авиация 5-го флота. С 1 ноября 1941 г. по 1 ноября 1942 г. потери авиации Северного флота от действий противника составили 202 самолета. По данным советской стороны, враг потерял 312 самолетов, из которых к достоверным потерям следует отнести лишь половину (26). Что касается ВВС 14-й и 19-й армий Карельского фронта, действовавших против авиации 5-го флота, ими за первый год войны уничтожено 186 самолетов противника, из которых также лишь половину надлежит считать достоверными потерями. Сами же ВВС Карельского фронта на мурманском и кандалакшском направлениях за отчётный период недосчитались 98 машин (27). Отсутствие данных немецкой стороны и несовершенство методики подсчета сбитых самолетов Люфтваффе по советским источникам не позволяет пока дать точные цифры потерь. Но каковыми бы они ни были, приведенные выше данные указывают на возросшую интенсивность борьбы в Заполярье в 1942 г. Наивысшего накала бои, как правило, достигали в районе Мурманска. "Лучше три раза слетать на Лондон, чем раз на Мурманск, - говорили позднее пилоты 30-й эскадры. Мурманск принадлежал к четырем сильнейшим пунктам ПВО Второй мировой войны - двум "Л" (Лондон, Ленинград) и двум "М" (Мурманск, Мальта)(28). Именно под Мурманском немецкая авиация и понесла наиболее значительные потери - до 30% всех сбитых в Заполярье самолетов.

Сильная группировка немецкой авиации сохранялась до конца осени 1942 г. Подготовка англо-американских войск к высадке в северной Африке (операция "Факел") вынудила немецкое командование перебросить значительную часть ударной авиации на юг. С 3 ноября 1942 г. началось перебазирование в Италию подразделений 26-й и 30-й эскадр. Из всего состава ударной авиации на Севере сохранились только 20-30 бомбардировщиков из 1-й группы 30-й эскадры и группа пикирующих бомбардировщиков Ju 87. К началу нового, 1943 года, немецкие воздушные силы на Севере были сокращены почти вдвое. По данным советской разведки, их численность по аэродромам базирования на 1 января 1943 г. составляла (29):

 

Авиабазы

Ju 88

He 111

Bf 109

Ju 87

He 115

Fi 156

FW 189

Ju 52

Bf 110

Всего

Луостари

8

21

2

2

 

4

37

Хебугтен

6

1

7

18

 

3

3

11

49

Банак

13

7

 

6

 

 

10

36

Тромсе

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Алакурти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

Кемиярви

 

 

 

 

 

 

 

15

Рованиеми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

194

 

1943 год стал переломным в войне. Для Вермахта он характеризуется вынужденным переходом от активного наступления к обороне. Стратегическая инициатива переходит в руки союзников, которые удерживают ее до конца войны. Изменение стратегии немецким командованием не могло не сказаться на изменении тактики ВВС, в том числе и на Севере. Состав 5-го воздушного флота постепенно приобретает явно оборонительную структуру. В течении года почти вся дальнебомбардировочная авиация была переброшена на другие ТВД. В июле 1943 г. на Запад была передислоцирована группа Ju 88. Роль ударной авиации переходит к штурмовикам FW 190A, появившимся с весны этого года на Севере. В составе 5-й истребительной эскадры формируется штурмовой отряд.

Умелое применение штурмовой авиации, высокая ее активность создают напряженную обстановку на коммуникациях Северного оборонительного района и на Кировской железной дороге. Достаточно упорным и эффективным было и противодействие советской авиации, которая, приобретя более чем двукратный перевес, наконец-то перешла к наступательным действиям. По немецким данным, части 5-го воздушного флота сбили в 1943 году 910 советских самолетов (30). В реальности авиачасти Северного флота потеряли в этом году 324 (31), а ВВС всего Карельского фронта - 153 машины (32). По советским данным, авиацией Северного флота за сопоставимый период сбито 392, а Карельского фронта - 187 немецких самолетов (33). И хотя сведения о потерях противника следует считать завышенными обеими сторонами, немецкие статисты здесь явно преуспели. И это закономерно: как в 1941-1942 гг. советские, так в 1943 г. немецкие источники пытаются сгладить горечь собственных потерь преувеличением числа сбитых самолетов противника. Потери же Люфтваффе в 1943 г. в сравнении с предыдущими годами достигли максимума. Именно в 1943 году были сбиты такие асы-истребители, как Р. Мюллер, первый кавалер Рыцарского креста в 5-й истребительной эскадре (94 победы в воздухе), Г. Дебрих (65 побед), А. Бруннер (53 победы).

В ноябре 1943 г. группировка ВВС Германии на Севере в очередной раз уменьшилась. Истребительная группа (II/5) и группа пикирующих бомбардировщиков были переброшены на ленинградское направление. В феврале следующего года в южную Норвегию перебазировался 13-й отряд 5-й эскадры - отряд Bf 110, бывший главным противником советских летчиков в боях над конвоями. Тогда же в составе 5-го флота началось формирование 8-й ночной штурмовой авиагруппы, аналогичной частям ночной бомбардировочной авиации Советской Армии. Сначала на ее вооружение поступили 12 Ar 66, а затем Ju 87 из состава 5-й штурмовой эскадры, переброшенные из Латвии. . До августа 1944 года силы Люфтваффе на Севере (называемые теперь силами Командующего ВВС в Финляндии) состояли из одной истребительной, одной штурмовой, одной ночной штурмовой групп и двух разведывательных авиаотрядов, не считая частей морской авиации. В августе дополнительно прибыла IV-я группа 5-й эскадры, оснащенная истребителями FW 190 (34).

По данным советской разведки на 1 сентября 1944 г. северной Норвегии дислоцировались следующие части и соединения Люфтваффе (35):

Типы самолётов

Соединения и части

Количество самолётов

Bf 109 Часть 3 группы 5 истребительной эскадры

12

FW 190 14 отряд 5 истребительной эскадры

6-8

Bf 110 13 отряд 5 истребительной эскадры

1

Ju 88 1 отряд 22 группы дальних разведчиков

9

Ju 88 1 отряд 124 группы дальних разведчиков

7

Ju 88 Метеоотряд Верховного Командования ВВС

7

He 111 Метеоотряд Верховного Командования ВВС

7

He 115 Часть 131 группы морских разведчиков

6

Do 24 5 и 10 отряд службы спасения

10

FW 189 32 группа войсковых разведчиков

2

Bw 138

Fi 156

Ju 88

Самолеты неустановленных соединений

3

2

2

Итого:

74-76*

*По немецким источникам, данная таблица имеет следующие неточности:

  1. Не отмечены самолеты Ar 66, Ju 87 из состава 8-й ночной штурмовой авиагруппы, а также FW 200 из 3/KG30, Ju 188 из 1.(F)/124, Ju 52 из 20-й транспортной группы.
  2. 14-й отряд 5-й истребительной эскадры был к этому времени переформирован в 4-й отряд 3-й штурмовой эскадры.

(см.: Наfsten B., Larsstuvold U., Olsen B., Stenersen S. Flyalarm: Luftkrigen over Norge, 1939 - 1945. Oslo, 1991. S.224)

 

Им противостояли 557 самолетов ВВС Северного флота (36) и 809 Карельского фронта (37). Причем вся фронтовая авиация после завершения Свирской операции была передислоцирована на кандалакшское направление, т. е. непосредственно против немецких армий и ВВС 5-го флота. К осени 1944 г. германская авиация не только утратила инициативу, но и полностью отказалась от активных боевых действий. Практически полностью прекратились налеты на объекты советского тыла. В противоконвойных операциях авиация стала играть лишь вспомогательную роль. Сильное воздействие на моральное состояние немецких войск оказали массированные налеты советской авиации на порты Варангер-фьорда. Более, чем 10-кратный перевес советской авиации обеспечил успешное проведение Петсамо-Киркенесской операции, завершившей войну в Заполярье. Уже на третьи сутки после начала операции, 10 октября, немцы оставили аэродром Луостари, 23 октября - базу Хебугтен (Киркенес), а 1 ноября 1944 г. остатки ВВС Германии были отведены на авиабазу Банак. Активные действия Люфтваффе на Крайнем Севере завершились.

В результате боев в 1944 г. Люфтваффе, согласно советским источникам, потеряли 673 самолета; авиация же Северного флота и 7-я воздушная армия Карельского фронта за тот же период не досчиталась 584 машин. (38). Всего за годы войны германская и финская авиация потеряли на Севере, по советским данным, 2384 самолета. А советские ВВС - 1957 машин (39). Такова статистика результатов войны в небе Севера. Скорбная статистика...

 

Примечания:

 

  1. Военно-исторический журнал, 1991, N 3. С.31.
  2. Hafsten B.,Larsstuvold U.,Olsen B.,Stenersen S. Flyalarm. Оslo,1991.S.50. Кроме основных задач, I группа 77 эскадры занималась освоением самолетов Ме 109Т, спроектированных для строящегося авианосца "Граф Цеппелин".
  3. Ibid. S.122. Kurowski F. Luftwaffe uber Rusland. Munchen, 1987. S.50. Теоретически было бы необходимо учитывать и авиацию Финляндии, но фактически она действовала в основном против 7 и 23 армий Северного фронта, разделенного 23.08.41г. на Карельский и Ленинградский..
  4. Иноземцев И.Г. В небе Заполярья и Карелии: Военно-исторический очерк боевых действий ВВС Карельского фронта и 7-й Воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат,1987. С.5.
  5. Бойко В.С. Крылья Северного флота. Мурманск, 1976. С.24.
  6. Центральный военно-морской архив (далее ЦВМА), ф.767, оп.2, д.87, л.5
  7. ЦВМА, ф.12, оп.1, д.76, л.25.
  8. Hafsten B., Larsstuvold U. ... S.121-122.
  9. Ibid. S.122..
  10. Центральный архив Министерства обороны России (далее ЦАМО) ф.342, оп.5446, д.1, л.6; ЦВМА, ф.12, оп.1, д.76.
  11. Militargeschichte. Berlin, 1978. S.331.
  12. Согласно материалам ЦВМА, ВВС Северного флота уничтожили на 1 ноября 1941 г. 150 самолетов врага. По документам ЦАМО (ф.342, оп.5446, д.1, л.6) авиацией Карельского фронта сбито и сожжено на аэродромах на 22 ноября 1941 г. 133 самолета противника.
  13. Hafsten B., Larsstuvold U. ... S.123.
  14. Seppala H. Suomi hyokkaana. Helsinki, 1984. S.219.
  15. Girbig W.Jagdeschwader 5: Eine Cronik aus Dokumenten und Berichten, 1941-1945. Stuttgart, 1976. S.68-69.
  16. Kurowski F. Seekrieg aus der Luft. Herford, 1979. S.298; Hummelchen G. Der deutschen Seeflieger 1935-1945. Munchen, 1976. S.138; Wood T, Gunston B. Hitlers Luftwaffe. London, 1977. P.69.
  17. Historical Branch of Ministry of Defence (HBMD). File BR 1736(44) - Battle Summery No 22. Arctic Convoys, 1941-1945. Historical Section. Admiralty.1954.Р.52.
  18. ЦАМО, ф.432, оп.5440, д.3, л.151.
  19. ОЦВМА, ф.20, д.17881, л.198 об.
  20. ОЦВМА, ф.20, д.17882, л.199-199 об; ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.3,л.67
  21. ЦВМА, ф.767, оп.2, д.87, л.199 об.
  22. Там же. Л.244 об.
  23. Там же. Л.246-247.
  24. См.: Schwerdtfeger W., Selinger F. Wetterflieger in der Arktis 1940-1944. Stuttgart, 1982. S.65, 80, 99; E.Schofield, R.C.Nesbit. Arctic Airmen: The RAF in Spitsbergen and North Russia in 1942. London, 1987. P.63, 64-68, 93-108; Булатов В.Н. Немецкая база на Земле Франца-Иосифа // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Выпуск 2. М., 1994.С.46-49.
  25. Архангельск, 1992, 23 июня.
  26. Подсчитано по данным ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77.
  27. ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.19, л.71.
  28. Girbig W. Jagdgeschwader 5: Eine Cronik aus Dokumenten und Berichten 1941-1945. Stuttgart, 1976. S.280.
  29. ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77, л.310.
  30. Hafsten B., Larstuvold U. ... S.174.
  31. Подсчитано по данным ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77.
  32. ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.4, л.34.
  33. Там же, а также ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77.
  34. Girbig W....S.248,325; Smith J.R.German Aircrafts of the Second World War. London, 1978. P.18.
  35. ОЦВМА, ф.20, д.17882, л.225.
  36. Там же. Л.226 об.
  37. ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.3, л.85-87.
  38. Там же. Д.4, л.32,36; ОЦВМА, ф.20, д.17882.
  39. Там же.

НАЗАД

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.