На главную страницу

Hawker Hurricane

Харрикейн 151 крыла RAF, впоследствии переданный в ВВС СФ

6 ноября 1936 года в Вейбридже (Weybridge), что в английском графстве Суррей состоялся первый полёт самолёта, тогда ещё невооружённого, которому на своих крыльях впоследствии предстояло вынести не только основную часть "Битвы за Англию", но и тяготы Восточного Фронта.
Главный коструктор "Харрикейна" Сидней Кэмм (Sydney Camm), построивший для Королевских ВВС серию удачных бипланов, хорошо понимал, что такая схема себя изжила. Но зачем, переходя на монопланную схему, отбрасывать в сторону накапливавшийся десятилетиями конструкторский задел, зачем ломать хорошо освоенную технологию производства ? Так на свет появился один из характерных для 30-х годов типов самолётов - моноплан бипланной эпохи со всеми присущими ему чертами : бльшой площадью крыла и малой удельной нагрузкой на него, убирающимися шасси и пуемётным вооружением винтовочного калибра. Впрчем, такая машина требованиям того времени вполне отвечала и Королевским ВВС пришлась по нраву. "Харрикейн", будучи машиной весьма архаичной с технологической точки зрения, выпускался до конца 1944 года без существенных изменений.

Харрикейн генерал-майора А.А.Кузнецова


Hawker Hurricane представлял из себя низкоплан классической схемы смешанной конструкции. На первых серийных машинах (Hurricane I, 1936 г.) металлический центроплан крыльев (там располагались основные топливные баки) соединяясь с металлической же моторамой и передней частью фюзеляжа (дополнительный топливный бак) образовывали как бы "скелет" кострукции, куда крепились деревянно-тканевые крылья и хвостовая балка. Увенчанное двухлопастным деревянным пропеллером фиксированного шага, это создание представляло из себя весьма милую иллюстрацию английскому консерватизму. Впрочем, крылья вскоре стали цельнометаллическими,а пропеллер из дерева заменил трёхлопастной винт регулируемого шага. С горизонтального оперения исчезли подкосы, на чём совершенствование конструкции благополучно и завершилось, если, конечно, таковым не считать смену двигателя (на последующую модель "Rolls Royce", c "Merlin C" мощностью 990 л.с. до "Merlin XX",развивавший 1260 л.с.) и вооружения. "Харрикейнны" воевали почти на всех ТВД Второй Мировой; большое их количество попало по Ленд-Лизу и в СССР.

Харрикейн ВВС СФ


Поставляли к нам преимущественно Mk-IIA, вооружённый восемью пулемётами калибра 7,62 мм с боезапасом 300 патронов каждый, трассы которых сходились в 183 м впереди самолёта, т.н. точке параллакса, поймать в которую самолёт противника составило впоследствии большую проблему для наших пилотов, т.к. на всех советских истрибетелях вооружение располагалось во фюзеляже. Легко представить, какое воздействие оказывало такое слабое (учитывая невысокую скорострельность "Браунингов") вооружение на немецкие Bf-109 E, при том, что "Харрикейнны" у нас, как правило, занимались не только ПВО, но и завоеванием превосходства в воздухе. По предложению известнейшего североморского лётчика Б.Ф.Сафонова, пересевшего на "Харрикейн" с И-16, часть английских машин перевооружили двумя 20-мм пушками ШВАК и двумя 12,7-мм пулемётами БС. Но это не могло устранить недостатков машины, продиктованных конструкцией, устаревшей ещё к концу 30-х. Низкая скорость и маневренность, отсутствие бронезащиты и большая масса привели к тому, что к 1943 г. "Харрикейнов" у нас почти не осталось. Его обрекло на списание само время, требования которого не смогли побороть консерватизм талантливого британского конструктора Сиднея Кэмма.

НАЗАД

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.