На главную страницу

Junkers Ju87

Ju87D2 из 1./NSGr8

Судьба этой машины примечательна и по-своему поучительна. Самолет, созданный на основе спорной концепции одномоторного бомбардировщика и даже в начале Второй мировой войны обладавший отнюдь не блестящими техническими характеристиками, довольно долго продолжал оставаться эффективной боевой машиной. Ju 87 - пример того, что любое оружие, даже на первый взгляд несовершенное, но применяемое тактически грамотно, является мощным средством воздействия на противника.

Итак, Ju 87, разрабатывавшийся после отмены Версальских ограничений, должен был стать пикирующим бомбардировщиком для поражения точечных целей на поле боя. Его прототипом стал заказанный для Швеции бомбардировщик К47. Новая машина проектировалась под руководством Ханса Польмана. Самолет имел легко запоминающийся внешний вид: "двойное" юнкерсовское крыло типа "обратная чайка", не убирающееся шасси. На первом опытном экземпляре было применено двухкилевое оперение. Свой первый полет Ju 87V-1 совершил в начале 1935 года. Однако летом того же года эта машина потерпела аварию и дальнейшие испытания производились на однокилевом варианте. Ju 87V-2 оборудовался двигателем Jumo 210A в 610 л.с. Именно эта машина победила на конкурсе в Рехлине весной 1936 г. и была принята на вооружение Люфтваффе. С лета того же года началось производство машин серии А, сначала с мотором Jumo 210A, а затем с Jumo 210D в 680 л.с. Три самолета Ju87A-1 в декабре 1937 г. были направлены в Испанию для испытаний в боевых условиях.

В 1938 г. на самолет был установлен 1000-сильный мотор Jumo 211A. Этим было положено начало серии Ju 87B, которая составила основу парка пикирующих бомбардировщиков ВВС Германии в первые годы войны. Самолеты серии В строились в больших количествах: в 1937/38 годах-395, в 1939 году-557, в 1940 г.- 611. Пять Ju 87B-1 воевали в Испании.

После оснащения модификации В-2 еще более мощным Jumo 211D в 1200 л.с. самолет смог нести 1000-кг бомбу. Стрелковое вооружение ранних модификаций "юнкерса" было маломощным - два 7,9-мм пулемета.

На базе машин серии В были созданы модели Ju 87C для вооружения строящегося авианосца "Граф Цеппелин" и Ju87R - противокорабельный вариант с увеличенной за счет подвесных баков дальностью полета. Она возросла до 1410 км вместо 550 км у модификации В-1.

Следующий вариант, - Ju 87D,-принятый на вооружение в 1941 г., отличался установкой 1400-сильного двигателя Jumo211J. Кормовой пулемет был заменен на спаренный 7,9-мм MG81Z. На внешней подвеске самолет мог нести 1800кг бомбу. Один из вариантов вооружения предусматривал подвеску контейнера WB81 (6 пулеметов MG81) или WB FF (2-20мм пушки MG FF). Серия D строилась нескольких модификациях. Начиная с D-5 размах крыла увеличился до 15 м вместо 13,8 м. Ju 87D-7 и D-8 получили более сильные моторы и 20 мм пушки вместо крыльевых пулеметов.

Последней машиной данного типа стал Ju 87G. Это был специальный самолет-истребитель танков, у которого под плоскостями были подвешены две зенитные 37-мм пушки. В остальном конструкция не отличалась от серии D. Кроме боевых машин строились "юнкерсы" серии Н - двухместные учебно-тренировочные самолеты.

Всего с 1941 г. по сентябрь 1944 г. производство Ju 87 составило соответственно по годам: 476, 917, 1844 и 1012 машин.

В боях Второй мировой войны "штуки", как называли Ju 87, участвовали с первого дня. Благодаря высокой точности попадания они зарекомендовали себя отличным средством поражения точечных целей. Эскадры пикировщиков, а всего было четыре таких соединения, использовались, как правило, на направлении главного удара, прокладывая своими бомбами путь танкам Вермахта. Силу ударов Ju87 испытали на себе и флоты союзников. Хотя попытка применить тихоходные бомбардировщики над Британскими островами привела к значительным потерям.

К 22 июня 1941 г. Люфтваффе сосредоточили на Восточном фронте восемь групп "юнкерсов-87" численностью 306 машин. Из них одну - в Северной Норвегии и семь - в составе 2 воздушного флота, поддерживавшего войска группы армий "Центр". В дальнейшем пикирующие бомбардировщики перебрасывались на направления, которые германское командование считало важнейшими. Следствием напряженного использования самолетов явились и их высокие потери. Только до 27 сентября 1941 г. погибло 146 Ju 87. Встречая интенсивное сопротивление советской авиации, "юнкерсы" могли действовать только при наличии хорошего прикрытия.

Последней операцией, в которой Ju 87 применялись в больших количествах, была Курская битва. На 5 июля 1943 г. там было сосредоточено семь авиагрупп этих самолетов. Основной задачей "штук" к тому времени становиться борьба с советскими танками.

После Курска происходит быстрая замена в составе штурмовых частей "юнкерсов" самолетами FW 190. Сами же Ju 87 переводятся в состав ночных штурмовых авиагрупп. Специализированные противотанковые варианты остаются на вооружении противотанковых отрядов штурмовых эскадр.

Грозным противником был Ju 87 для кораблей советского Военноморского флота. Вот перечень самых известных эпизодов войны. 23 сентября 1941 г. ас номер один Люфтваффе Ханс-Ульрих Рудель нанес тяжелые повреждения линейному кораблю Балтфлота "Марат". Через полтора месяца в Севастополе "штуки" 77-й эскадры потопили крейсер "Червона Украина". И, наконец, 6 октября 1943 г. в "черный день" Черноморского флота немногим более десятка Ju 87 топят один за другим три корабля эскадры: лидер "Харьков" и два эсминца.

Кроме ВВС Германии "юнкерсы" состояли на вооружении авиации Италии, Венгрии, Словакии и Болгарии. Румынские Ju87D после 23 августа 1944 г. принимали участие в боях на стороне Красной Армии.

На северном участке советско-германского фронта на 29 июня 1941г. находилось 33 Ju 87R, состоявших на вооружении IV группы 1 учебной эскадр (командир-капитан А. Блазиг). Весь 1941-й год эти самолеты активно поддерживали наступление горнострелкового и 36 армейского корпусов. Привлекались они и для противодействия кораблям Северного флота, обстреливавшим позиции немецких войск. После стабилизации линии фронта I группа 5 эскадры пикирующих бомбардировщиков, - так теперь именовалась эта часть, - стала наносить удары по Мурманскому порту и находившимся там транспортам. Атаки союзных конвоев в море были сравнительно редки, так как радиус действия самолетов позволял осуществлять налеты только у входа в Кольский залив. Важными целями для "юнкерсов" стали также Кировская железная дорога и береговые батареи на полуострове Средний, блокировавшие Петсамо.

В ноябре 1943 г. большая часть пикировщиков была переброшена под Ленинград. Оставшиеся в 5-й штурмовой эскадре Ju 87 в мае 1944 г. были переданы в состав 1-го и 2-го отрядов 8 ночной штурмовой авиагруппы. Позже на этот тип машин был перевооружен и 3-й отряд.

Численность Ju 87B/R в 1941/42 гг. составляла около 33-42 машин, а к концу 1943 г. сократилась до 13 самолетов типа Ju 87D-5 (на 30 ноября 1943 г.). На 1 декабря 1944 г. на авиабазах Буде и Тронхейм советской разведкой было отмечено около 20 Ju 87.

Достоверные потери Ju87 на Севере

 

Тактико-технические характеристики Ju 87B-2:

 

Размах крыла - 13,8 м, длина самолета - 11 м, высота - 3,9 м, площадь крыла - 31,9 кв.м.

Вес пустого самолета - 2750 кг, максимальный взлетный вес - 4250 кг.

Максимальная скорость на высоте 4000 м - 380 км/час, скорость у земли - 340 км/час, крейсерская скорость на высоте 4000м-280км/час.

Практический потолок - 8000 м.

Максимальная дальность полета - 600 км.

 

Тактико-технические характеристики Ju 87D-7:

 

Размах крыла - 15,0 м, длина самолета - 11,5 м, высота - 3,9 м, площадь крыла - 33,6 кв.м.

Вес пустого самолета - 3940 кг, максимальный взлетный вес - 6600 кг. Максимальная скорость - 400 км/час, крейсерская на высоте 5000 м - 300 км/час.

НАЗАД

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.