На главную страницу

Focke-Wulf FW200

Fw 200

 

Зимой 1935/36 годов фирма "Фокке-Вульф" начала разработку проекта четырёхмоторного пассажирского самолета для дальних авиаперевозок. Созданный под руководством Курта Танка самолет совершил свой первый вылет 27 июля 1937г. Конструктивно FW 200 представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и необычным для пассажирского самолета того времени убирающимся шасси. Предназначенный для перевозки 26 пассажиров, самолет обеспечивал им достаточно комфортабельный перелет. Не случайно третий опытный FW 200V-3 "Иммельманн"-III стал личным самолетом фюрера.

Высокие летные качества машины обеспечили успешное проведение рекордных перелетов Берлин - Нью-Йорк, Берлин - Ханой, Берлин - Токио. Всего до начала Второй мировой войны Люфтганза получила 10 "Кондоров" серий А и В. Еще по две машины получили Бразилия и Дания.

В предверии войны командование ВВС Германии решило использовать FW 200 в качестве дальнего разведчика и тяжелого бомбардировщика. В сентябре 1939 г. сборочные цеха покинули первые машины FW 200C-0 - предсерийная партия из четырех невооруженных машин. Они были использованы в транспортной авиации для высадки десантов в Норвегии. Следующие шесть машин уже имели вооружение и были направлены в дальнеразведывательный отряд подполковника Петерсена, специально сформированный для операций над Атлантикой.

Первой по-настоящему боевой машиной стал FW 200C-1. Оснащенный четырьмя двигателями BMW 132H по 830 л.с., самолет был вооружен одной 20-мм пушкой MG FF и тремя 7,9-мм пулеметами MG15. Экипаж состоял из 5 человек. Самолет мог нести 4 бомбы по 250 кг или две авиационные мины по 1000 кг.

Новые бомбардировщики поступили на вооружение I группы 40-й эскадры в июне 1940 г. Переданная в январе 1941 г. в оперативное подчинение военно-морских сил, группа добилась значительных успехов в борьбе с английским флотом. Ею с 1 августа 1940 г. по 9 февраля 1941 г. было потоплено 85 судов общим тоннажем 363000 тонн.

Дальнейшим развитием самолета стали машины серии С-3, оснащенные более мощным двигателем Bramo 323 R-2 в 1000 л.с. Машина строилась в нескольких вариантах, отличавшихся оборонительным вооружением и радиооборудованием. В наибольших количествах строился FW 200C-3/U-4.

В начале 1942 г. началось строительство самой массовой серии "бича Атлантики" - FW 200 C-4. В основном машины этой серии строились и применялись в качестве морского разведчика-бомбардировщика. Соответственно состав радиооборудования был дополнен поисковым радаром FuG Rostok, а позже FuG Hoentwiel. Позднее было создано еще несколько вариантов "Фокке-Вульфа", в том числе С-6 и С-8, оснащенных управляемыми ракетами Hs 293 и РЛС управления стрельбой FuG 203B. Всего на авиазаводе в Коттбусе было построено 263 боевые машины типа FW 200, в том числе 114 серии С-4.

Как уже отмечалось, в основном FW 200 использовались над Атлантикой для решения задач дальней разведки, обеспечения действий подводных лодок и борьбы с конвоями союзников. В сравнительно ограниченных масштабах они применялись для транспортных операций. Так, когда в феврале 1942 г. советские войска окружили II немецкий корпус под Демянском, в числе других самолетов туда был направлени личный самолет Гитлера FW 200V-3 "Иммельман-Ш". В период Сталинградской битвы в Сталино из Норвегии прибыли 18 FW 200 из состава 1-го и 3-го отрядов 40-й эскадры. Обединенные в 200-ю группу специального назначения, эти машины до капитуляции Паулюса летали на снабжение окруженных войск. Действуя в условиях сильного противодействия, группа потеряла девять машин, в том числе самолет командира группы.

В северной Норвегии "Кондоры" появились в январе 1942 г., когда в Трондхейме приземлились машины I группы 40 бомбардировочной эскадры. Они вели дальнюю разведку и наведение на конвои ударной авиации и подводных лодок. Эти самолеты были оснащены поисковыми радарами. Появлялись FW 200 и в восточном секторе Арктики. В качестве ударного самолета они почти не применялись. В ноябре 1942 г. почти все "Кондоры" были переброшены в Германию. Остался только 3-й отряд, имевший на 30.11.1943 г. шестнадцать FW 200C-3/C-4. Число самолетов вновь увеличилось, когда из Франции прибыли 23 машины III группы 40-й эскадры. Они принимали участие в эвакуации группировки в северной Норвегии в октябре 1944 г., причем, известно, что при проведении этой операции в результате аварии погиб один самолет. В дальнейшем группа была перевооружена, а оставшиеся машины выполняли боевые задачи в составе транспортного отряда "Кондор".

 

ИЗВЕСТНЫ ПОТЕРИ FW 200 НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ:

 

Дата Соединение Место катастрофы Судьба экипажа, примечание
08.07.42. I группа 40-й бомбардировочной эскадры (серийный №0101, тактический номер F8 + BH) Баренцево море Сбит огнем ПВО транспорта "Bellingham" (PQ-17). Обер-лейтенант Albert Gramkow и другие 7 членов экипажа считаются пропавшими без вести.
31.03.44. 3 группа 40-й бомбардировочной эскадры (серийный №0220, тактический номер F8 + GL) Баренцево море
70° 20'СШ
01° 30' ВД
Экипаж, - обер-лейтенант Alfred Weyer и другие 7 членов, - считаются пропавшими без вести.
31.03.44. 3 группа 40-й бомбардировочной эскадры (серийный №0224, тактический номер F8 + OL) Баренцево море (?) Экипаж, - унтер-офицер Alfred Gobel и другие6 членов, - считаются пропавшими без вести.

 

Тактико-технические данные FW 200C-3/U-4:

 

Размах крыла - 32,84 м, длина самолета - 23,85 м, высота - 6,3 м, площадь крыла - 118 кв. м

Вес пустого самолета - 17000 кг, максимальный взлетный вес - 22700 кг

Максимальная скорость на высоте 4700 м - 360 км/час, крейсерская скорость на высоте 4000 м - 335 км/час.

Практический потолок - 6000 м

Максимальная дальность полета - 3560 км

Продолжительность полета на экономической скорости - 14 час.

НАЗАД

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.