На главную страницу

Fiselier Fi156

Fi 156

Любой штаб любой воюющей державы всегда мечтал о самолете, способном садиться на ограниченные площадки непосредственно в боевых порядках войск или возле полевых пунктов управления. Ведь и во Второй мировой войне наиболее надежным способом передачи секретных документов считалась фельдегерская почта.

Весной 1935г в Германии проводился конкурс на такой самолет. В нем участвовали фирмы "Фокке-Вульф", "Физилер", "Зибель" и BFW. Победа досталась самолету Fi156, способному садиться на площадку чуть более 25 метров. Конструктивно самолет был выполнен по схеме подкосного высокоплана, крыло и килевое оперение изготовлены из дерева, фюзеляж из металлических труб, обтянутых полотном. Кабина для пилота и двух пассажиров включалась в общую силовую схему фюзеляжа. Силовая установка - мотор Аргус As10C. "Физилер-156" был одним из немногих германских самолетов, на котором предусматривалась установка лыж.

После испытаний ряда опытных машин в 1937 г. были построены первые 10 экземпляров Fi 156A-0, а с 1939 г. в войска стали поступать машины самой многочисленной серии - С. Машина строилась в качестве самолета связи (Fi 156C-1), разведчика и спасателя с кабиной увеличенных размеров и фотооборудованием (Fi 156C-2). Начиная с 1940 г. "Физилеры" получили новый, более мощный двигатель. В период 1941-1945 годов строились многоцелевые Fi 156C-5 с увеличенной за счет подвесных баков дальностью полета. Дальнейшим развитием поисково-спасательного варианта стал Fi 156D-1. Вооружение самолетов состояло из одного пулемета калибра 7,9 мм MG15 для защиты задней полусферы.

Всего заводами Германии было построено 1549 Fi 156, а в оккупированных странах Европы-около 700. Кроме того, 45 машин изготовили по лицензии заводы Румынии. Во время войны Германия поставила эти самолеты Венгрии (36 машин), Болгарии (20), Финляндии (2), Италии (6), Швеции (19), Словакии и Испании (по 10).Во время войны трофейных "аистов" использовали также ВВС стран антигитлеровской коалиции.

После 1945 г. строительство Fi 156 продолжалось во Франции, где было изготовлено 748 машин, и в Чехословакии. После завершения постройки 149 самолетов К-65А и К-65В (чешское наименование "физилер-шторха"), на их базе был создан L-60 "Бригадир", поставлявшийся во многие страны мира.

Люфтваффе во время войны использовали самолет для решения всех задач, свойственных легкомоторной авиации: связь, ближняя разведка, поисково-спасательные операции и транспортировка раненых. Организационно самолет входил как в состав подразделений ВВС различного назначения, так и в отряды и звенья армейской авиации. Естественно, что районами применения "аистов" были все театры военных действий.

Здесь уместно упомянуть о двух эпизодах, связанных с этим самолетом. 19 июня 1942г "аист" с офицером штаба 23 танковой дивизии Вермахта был подбит советской зенитной артиллерией и совершил вынужденную посадку на нашей территории. Вместе с самолетом в руки советского командования попали документы, раскрывающие план летнего наступления на южном крыле Восточного фронта. Справедливости ради отметим, что тогда же произошел своеобразный обмен важными оперативными материалами. С советской стороны в "обмене" принял участие командующий 48-й армией, генерал Самохин. Он вместе с советскими планами на лето 1942 г. по ошибке приземлился на ПР-5 в Мценске, занятом немцами. Второй эпизод из мая 1945 года. Последним самолетом, взлетевшим из Берлина, был также Fi 156. Летчица Ханна Рич подняла его с площадки в саду Имперской канцелярии.

На Севере "физилеры" входили как штабные машины в состав многих соединений 5 воздушного флота и 20 горной армии. По данным советской разведки на аэродромах северной Норвегии было отмечено на 1 марта 1942 г.- 9 Fi 156; на 1 ноября 1942 г.- 28 "физилиров"; на 1 ноября 1943 г.- 4; на 1 ноября 1944 г. один самолет данного типа был замечен на аэродроме Банак. По показаниям пленных летчиков один из "физилиров" с модернизированными шасси в 1943 году проходил испытания в северной Норвегии.

Потери Fi 156 на крайнем Севере

 

Тактико-технические данные Fi 156C-1:

 

Размах крыла - 14,25 м, длина самолета - 9,9 м, высота - 3,0 м, площадь крыла - 26 кв.м

Вес пустого самолета - 930 кг, максимальный взлетный вес-1320 кг.

Максимальная скорость у земли-175 км/час,крейсерская-145 км/час, минимальная скорость - 51км/час.

Практический потолок - 4600 м

Дальность полета-385км

НАЗАД

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.