На главную страницу

Dornier Do17

Do17P, Schwarm Lappland

Не так уж много самолетов фирмы "Дорнье" участвовало в боях Второй мировой войны. Они тем не менее хорошо известны, особенно бомбардировщики и разведчики Do 17, Do 215, Do 217.

Между тем родоначальник серии Do 17 появился до известной степени случайно. В 1933 г. Люфтганза выдала задание на проектирование пассажирского самолета для перевозки 6 человек. В течении 1934 г. фирма "Дорнье" изготовила три машины Do 17, показавшие отличные летные качества. Самолет имел исключительно тонкий фюзеляж, высокорасположенное крыло и однокилевое оперение. Конструкция фюзеляжа была цельнометаллической, а крыла - смешанной. Но пассажирские кабины оказались слишком тесными, и Люфтганза от Do 17 отказалась. Так бы и оставались "дорнье" в ангарах завода в г. Левенталь, если бы они не попались на глаза капитану Унтухту, офицеру связи между Министерством авиации и Люфтганзой. Ознакомившись с самолетом, Унтухт предложил использовать его в качестве бомбардировщика.

Прототипом боевого самолета стал Do 17V-4, совершивший первый вылет в конце лета 1935 г. В отличие от первых образцов он имел двухкилевое оперение и кабину радиооператора позади пилотской кабины. После отработки конструкции началось строительство бомбардировщиков Do 17 E-1 с бомбовой нагрузкой 500 кг и разведчиков Do 17F-1, оснащенных двумя фотокамерами и топливными баками увеличенной емкости. Вооружение этих машин состояло из одной верхней пулеметной точки с 7,9мм пулеметом.

Пятнадцать Do 17F-1 и несколько E-1 были направлены в Испанию, в состав "Легиона Кондор" весной 1937 г. Они легко уклонялись от истребителей республиканских ВВС. Тем не менее 15 апреля 1937 г. "дорнье-17" был сбит над Бильбао испанским асом Фелипе де Рио.

Первый открытый показ нового самолета состоялся в июле 1937 г. на Международном конкурсе боевых машин в Дюбендорфе близ Цюриха. Здесь был представлен Do 17V-8 c двигателями DB 600A по 1000 л.с. Предполагалось, что на его базе будет создан бомбардировщик. На конкурсе "дорнье" уверенно обгонял все машины, не исключая и истребители. Тем не менее новый бомбардировщик под индексом Do 17M пошел в серию с моторами Bramo 323A-1 в 900 л. с., а его собрат - разведчик Dо 17P с BMW132 мощностью 865л.с. Причиной была нехватка двигателей DB600A. Стандартный бомбардировщик серии М-1 был вооружен тремя пулеметами MG15, - носовым и двумя кормовыми,- и мог нести 1000 кг бомб. Разведчик Do 17P оснащался двумя фотокамерами.

Опыт Испании потребовал усилить защитное вооружение и на небольшой серии, получившей название Do 17S, был установлен дополнительный пулемет MG15. На этой серии стояли двигатели DB 600G, носовая часть фюзеляжа полностью изготавливалась из прозрачных панелей типа"глаз жука", что существенно улучшало обзор из пилотской кабины.

Последней и самой массовой моделью стал Do17Z. Эта машина покинула сборочные линии в конце 1938 г. Первый промышленный вариант Do17Z-1 был конструктивно подобен самолетам серии S, но с моторами типа Bramo 323A-1. Их мощность оказалась недостаточной и бомбовая нагрузка составила всего 500 кг. Для увеличения грузоподъемности на Do 17Z-2 были установлены двигатели Bramo 323R по 1000 л.с. Боезапас возрос до 1000 кг. Разведывательный вариант Do 17Z-3 оснащался двумя фотокамерами при сохранении бомбовой нагрузки в 500 кг.

Налеты Королевских ВВС на города Рейха потребовали создать тяжелые ночные истребители. Две модели были созданы на базе Do 17Z-3. Первая, Do 17Z-6, выделялась тем, что к корпусу "дорнье" была приделана носовая часть Ju 88C-2. Гибрид оказался неудачным, и вторая машина Do 17Z-10 имела уже специально спроектированный носовой отсек, в котором были смонтированы четыре 7,9-мм пулемета MG17 и две 20-мм пушки MG FF. Кроме того, имелась инфракрасная аппаратура обнаружения и прицеливания. Do 17 строились по лицензии в Югославии. В 1940 г. авиазавод в Кралево начал выпуск бомбардировщиков и разведчиков на базе серий М и Р, но с двигателями "Гном-Рон". Всего здесь успели построить 70 машин.

В начале Второй мировой войны Люфтваффе имели свыше пятисот "Дорнье 17". На 2 декабря 1939 г. числилось 493 машины данного типа, в том числе 12 серии F, 83 - P, 41 - серии M и 352 самолета - серии Z. Именно эти самолеты начинали Вторую мировую, обеспечивая вторжение в Польшу, которое, как известно, началось с бомбардировки Do 17Z моста в г. Диршау. В мае 1940 г. этими машинами были вооружены четыре эскадры и одна отдельная авиагруппа. Но в дальнейшем численность Do 17 стала падать и к 22 июня 1941 г. только три группы 2 бомбардировочной эскадры имели на вооружении эти самолеты. До августа 1941 г. 2 эскадра действовала на советско-германском фронте, а затем началось ее перевооружение на более современные Do 217E. Кроме этой эскадры, Do 17 находились до ноября 1942 г. на вооружении хорватского авиаотряда 53 бомбардировочной эскадры. Пятнадцать Do 17Z были поставлены Финляндии. К 1944 г. в 4-м авиаполку ВВС Суоми осталось лишь пять таких машин. После сентября 1944 г. они приняли участие в боях против немцев над Северной Финляндией и Норвегией.

На Севере "дорнье" состояли на службе ВВС Германии в основном в качестве разведчиков. В начале войны здесь базировалось разведывательное авиазвено "Лапландия", состоявшее из трех Do 17P. С аэродрома Рованиеми звено обеспечивало дальнюю разведку в интересах штабов горно-стрелкового корпуса "Норвегия" и 36 армейского корпуса. Известны следующие потери:

 

Дата Соединение Место Судьба экипажа, примечание
10.07.41. Авиазвено "Лапландия". Серийный №1079. Тактический номер 1R + BH. Район Мурманск - Ухта Возможно, сбит в районе Мурманска советским И-153. Экипаж, - обер-фельдфебель Fritz Lange, унтер-офицер Helmut Ackermann, унтер-офицер Edmund Kubereck, - погиб.
12.09.41. Авиазвено "Лапландия". Серийный №4173. район Мурманск - Ухта. Возможно, сбит ВВС КФ. Экипаж, -фельдфебель Kurt Wunsche, лейтенант Walter Knopf и ефрейтор Gustav Thar, - считается пропавшим без вести.

 

Тактико-технические данные Do 17Z-2:

 

Размах крыла - 18 м, высота самолета - 4,55 м, длина самолета - 15,79 м, площадь крыла - 55 кв.м

Вес пустого самолета - 5,210 кг, взлетный вес - 8,590 кг

Максимальная скорость на высоте 4000 м - 360 км/час, крейсерская скорость на высоте 4000 м - 300 км/час.

Практический потолок - 7000 м.

Дальность полета с 500 кг бомбой - 1160 км.

НАЗАД

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.