Л.Г. Шмигельский
инженер-кораблестроитель
историк

Молотовсий завод №402-й и северные конвои

Тема ремонта и восстановления кораблей и судов на Севере в годы Великой Отечественной войны исследована недостаточно и не получила широкого освещения в нашей исторической литературе.

При этом совершенно отсутствуют публикации о судоремонтной деятельности во время войны завода №402 Наркомата судостроительной промышленности (ныне Государственное унитарное предприятие “ПО Севмашпредприятие” в г. Северодвинске, бывшем Молотовске). Это порождает неверное представление о том, что аварийно-боевой, планово-предупредительный и межрейсовый ремонты, а также вооружение и довооружение кораблей Северного флота и Беломорской военной флотилии, ледокольного и транспортного флота, в том числе и союзнического, осуществлялись исключительно судоремонтными предприятиями Наркоматов морского флота, рыбной промышленности и Главсевморпути с привлечением, главным образом, сил и средств ВМФ. (См., например, Грибовский В.Ю. Ремонт и восстановление кораблей и судов в годы Великой Отечественной войны // Судостроение, 1999. №1. С. 82-83; Щедролосев В.В. Две аварии эсминца “Громкий” // Гангут, 1993, №6. С. 111).

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе заводских архивных материалов показать ту значительную роль, которую завод №402 сыграл, несмотря на свою недостроенность, недооборудованность и тяжелое положение с поставками и кадрами, в поддержании и восстановлении боеспособности и эксплуатационных качеств кораблей, ледоколов и транспортов Севера во время войны, став одной из главных судоремонтных баз военного и гражданского флота на северном театре военных действий на море против фашистской Германии.

Поскольку исследование подобного рода предпринимается впервые, автор не претендует на то, чтобы считать эту тему исчерпанной, и понимает свою работу, только как начало ее всестороннего и углубленного изучения.

С началом войны новое судостроение на заводе №402 фактически прекратилось. Завод переключился на выпуск продукции, не свойственной его профилю, но крайне необходимой фронту и флоту: корпусов снарядов и фугасных бомб, солдатских котелков, автоцистерн, мостовых железнодорожных конструкций, понтонов, морских тралов всех видов, а также артиллерийских корабельных башен. К строительству кораблей удалось возвратиться только в середине 1943 года.

А вот судоремонтом на заводе №402, причем в больших объемах, занимались все четыре года войны. Уже к концу 1941 года завод в Молотовске превратился в судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военного флота на Севере. Настоящий очерк является попыткой дать количественный и качественный анализ судоремонтной деятельности завода №402 в годы войны.

[СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ №3] [СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ]

© Фонд Андрея Первозванного. Издательство "Андреевский флаг"
© 2000 Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова, г.Архангельск
Сборник "СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ. Исследования, воспоминания, документы" (выпуск 3)
Кафедра отечественной истории ПГУ
Web-мастер Гринюк Ю.Г.