СУПРУН М.Н., ЛАРИНЦЕВ Р.И.
© СУПРУН М.Н., ЛАРИНЦЕВ Р.И., 2000.

ПЯТЫЙ ФЛОТ ЛЮФТВАФФЕ В НЕБЕ ЗАПОЛЯРЬЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ.

Планируя вторжение на территорию СССР, фашистское командование не могло не учитывать обстановку в Заполярье. Согласно плану "Барбаросса" горный корпус "Норвегия" должен был обеспечить "оборону области Петсамо и ее рудных шахт, а также трассы Северного Ледовитого океана" (1). В дальнейшем перед корпусом была поставлена задача овладеть базой Северного флота Полярный, блокировав Кольский залив, а затем во взаимодействии с 36-м армейским корпусом захватить Мурманск. В решении этой задачи важная роль была отведена авиации 5-го воздушного флота Германии, сосредоточенной на аэродромах Норвегии и северной Финляндии.

Непосредственно в Заполярье к началу войны была создана и развернута отдельная группировка "Авиакомандование Киркенес" во главе с полковником Нильсеном. Ее костяк составили подразделения, перебазированные с авиабаз южной и центральной Норвегии. В полном составе в нее вошли IV группа 1-й учебной эскадры (IV./StG 1), вооруженная пикирующими бомбардировщиками Ju-87, а также два разведывательных отряда: дальний, из 124-й группы (1.(F)/124) c caмолетами Ju-88 и Do-215 и ближний из 32-й (1.(H)/32), оснащенный Hs-126. 23 мая 1941 г. из Нидерландов в Норвегию перелетели бомбардировщики Ju-88 II группы 30-й бомбардировочной эскадры (II./KG30),

6-й отряд которой 12--13 июня сосредоточился на аэродромах северной Норвегии. На эти же базы вскоре из южной Норвегии были переброшены и истребители Ме-109 I-й группы 77 эскадры (I./JG77) (2). Из состава 2-го отряда 76-й истребительно-бомбардировочной эскадры на Север перебазировано звено Ме-110. Накануне вторжения германское командование располагало в Заполярье: 12 бомбардировщиками Ju-88A-5 и 33 Ju-87R, 22 истребителями Ме-109Е-7 (с учетом численности отряда на дальнем аэродроме Банак), 4--6 Ме-110Е-2, семью ближними разведчиками Hs-126B, 8--10 - дальними Ju-88A-5, Do-17P, Do-215B (3), всего - 86--90 боевыми самолетами. За неделю до войны все они были сосредоточены на оперативных аэродромах Хебугтен, Банак, Луостари, Рованиеми.

С советской стороны, представленной на Севере авиацией 1-й смешанной авиадивизии и ВВС Северного флота, в войну вступили 239 самолетов, в том числе: 39 бомбардировщиков СБ, 146 истребителей И-15, И-16, И-153 и 54 гидросамолета типа ГСТ и МБР-2 (4).

Почти половина (116) из общего числа машин находилась в составе Северного флота и действовала непосредственно в Заполярье (5). По тактико-техническим характеристикам советские самолеты уже считались устаревшими. Советские летчики, не уступая потенциальному противнику в отваге, вместе с тем не имели опыта ведения боя, что не могло не сказаться на первых результатах войны в небе Заполярья.

Война в воздухе начались гораздо раньше, чем на земле. С 17 по 22 июня 1941 г. советские наблюдательные посты зафиксировали девять разведывательных полетов немецкой авиации в сторону Полярного. 19 июня состоялся первый на Севере воздушный бой. Старший лейтенант Воловиков на И-153 атаковал над полуостровом Рыбачий He-111 и Ме-110, вынудив их прервать разведку (6). С официальным объявлением войны командование Люфтваффе, пытаясь захватить инициативу в небе, приступило к интенсивным бомбардировкам советских аэродромов. Самого большого успеха германская авиация добилась во время неожиданного массированного налета 29 июня. В этот день на аэродроме Ваенга было сожжено 6 и повреждено 18 советских самолетов (7). Редкий день июня - июля проходил без боев в районе советских воздушных баз. Однако существенного урона последующие бомбардировки не причинили. Численное превосходство советских ВВС и недостаток бомбардировщиков у немецкой стороны не позволили "Авиакомандованию Киркенес" уничтожить советскую авиацию на земле и завоевать прочное господство в небе Заполярья. Более того, с первых дней войны усиливалось сопротивление немецкому натиску. С каждым днем росли невосполнимые потери Люфтваффе. Уже 24 июня Борис Сафонов сбил Ju-88, пилотируемый унтер-офицером Р.Шеллерсом из 6-го отряда 30-й эскадры. За пять дней конца июня - начала июля над Ваенгой были сбиты два командира авиагрупп, капитаны Е.Роегер (II/KG30) и А.фон Лоевски (IV/JG77). Недостаточная поддержка с воздуха сказывалась на результатах наступления горного корпуса. В этой ситуации командование Люфтваффе энергично наращивает свою группировку в Заполярье. 1 августа 1941 г. в Банак из Франции прибывает 21

Ju- 88 I группы 30-й эскадры. Туда же перелетают "Хейнкели-111" из второго отряда 26-й бомбардировочной эскадры. Полностью стягиваются на мурманское направление отряды II-й группы 30-й эскадры. И, наконец, 28 декабря 1941 г. в Бардуфосс прибывают 20 Ju-88 из состава 8-го и 9-го отрядов последней, III-й, группы этого соединения (8). Впрочем, это усиление не дало желаемых результатов. Советские ВВС совместно с прибывшим в сентябре в Мурманск 151-м британским крылом продолжали оказывать упорное сопротивление в борьбе за небо Заполярья, хотя и несли значительные потери. Именно в этот период в практику ведения боя советскими летчиками вошли лобовые атаки и таран. Самопожертвованием русские пилоты вынуждены были компенсировать несовершенство советской авиатехники, а также просчеты командования в стратегии и тактике.

Всего до 1 ноября 1941 г. части полковника Нильсена совершили 7595 самолето-вылетов, в том числе бомбардировщики - 4450 и истребители -

2609. По немецким данным было уничтожено 215 советских самолетов и 24 корабля или судна (9). Эти цифры следует считать весьма точными. Согласно советским данным, ВВС Северного флота за этот период потеряли 131, а всего Карельского фронта - 200 самолетов (10). Что касается потерь Люфтваффе, то лишь по полярным отрядам 30-й и 26-й эскадр они составили за сравниваемый период 59 машин (11). Мы не очень ошибемся, если оценим потери 5 -го воздушного флота на Крайнем Севере в 100 - 120 самолетов (12). Это много, если учесть, что всего Люфтваффе потеряли в 1941 году 3648 машин (13), а ВВС Финляндии за тот же период - 120 (14).

Зима 1941-42 г. с ее сложными метеоусловиями привела к снижению активности боевых действий в небе Севера и была использована для доукомплектования и обучения частей. Отлаженное движение конвоев по северному маршруту приковало особое внимание фашистского командования. В Берлине не исключали возможности вторжения англичан в северную Норвегию. С перебазированием в начале 1942 г.на Трондхейм линкорной группы во главе с "Тирпицем" стало очевидным, что в этих водах в ближайшее время состоятся крупнейшие сражения. Готовясь к ним, командование Люфтваффе провело реорганизацию частей на Севере. В первую очередь реорганизации подверглась истребительная авиация. В феврале была сформирована 5-я истребительная эскадра в составе 3 групп: I и II группы создавались соответственно на основе бывших I группы 77-й эскадры (южная Норвегия) и истребительной группы особого назначения (северная Норвегия). III группа была сформирована заново и также переброшена на мурманское направление в апреле 1942 г. (15). Начиная с весны 1942 г. в небе Севера отмечалось и появление более современного самолета - Mе-109F. С созданием истребительной эскадры "Авиакомандование Киркенес" было переименовано в "Норд-Ост". В его подчинение автоматически перешла и большая часть ударной авиации, сосредоточенная на северных аэродромах. После известной директивы Гитлера об усилении взаимодействия частей Люфтваффе с ВМС, в Тромсе и Ставангере в составе 406-й и 906-й групп были созданы две эскадрильи торпедоносцев "Хейнкель-115" (He-115С-1). Однако тихоходные гидропланы оказались малоэффективными для действий против конвоев. Для этого более подходили двухмоторные Ju-88 или He-111. Последние составили основу торпедоносной авиации Люфтваффе. И уже в конце апреля на Север прибыли первые 12 экипажей III группы 26-й эскадры (III/KG 26) капитана Эйке, прошедшие специальную подготовку в итальянской авиашколе в Гроссето. 2 мая они уже вступили в бой против PQ.15 (16). К июню 1942 г. численность торпедоносцев на Север увеличилось до сорока (17).

К лету 1942 г. 5-й воздушный флот, согласно советским сведениям, приобрел следующую структуру (18):

Пятый воздушный флот

Оперативная группа "Норд-Ост"
Оперативная группа "Лофотен"

 

истребит.авиа | |бомбард.авиа|

--------------- --------------

| ------ ==============

-------------|| | Э С К

13 отд.отряд||| ============== Fw190 ||| ----- ----

-------------|| |N28| |N30

--------- ----- ----

|------------ | |

||отд.отряд | | |

|| Me109 | | |

|------------ -------|

| |(III)||

| |Ju88 ||

| -------|

|развед.авиа-

-------------

=============

A Д Р

=============

----- ----

|N26| |N5|

----- ----

============

| Г Р У П

============

------ -----

(I) | |(I)

He111| |Ju87 ------ -----

|транспорт.авиа||

----------------|

===== | |

Ы | | | ===== | | ---- --------| N40----- |"Норд"|| ---- | | Ju52 || =======| --------|

П Ы || | =======| |

----------- |

|(I)|(III)| |

----------- |

| He111 | |

|5-я истебительная| ----- ------------- |

| эскадра | |(I)| |(II)||(III)| |

=================== ----- ------------- ----------------------

| ------------- | | --------------

-------------------- |Ju88-- ------------- | | 1 отд.отряд|

| Г Р У П П Ы -- ------ | 5 отд.отр.| | |бл.разведки |

--------------------| | метеоразв.| | | 32 группы |

------------------------ | He111 | | | Fw189 |

|(I)||(II)||(III)||(IV)| ------------- | --------------

------------------------ =======================================

| | | | | Группа дальних морских и сухопутных |

| -------- | | разведчиков* |

-----Me109 -------- =======================================

-------- ------- ------- ------- -------------------

|[190]| |[406]| |[906]| |[125]||[22]||124]| ---Аr196| |He111| | Dо18| |He115||Ju88||Ju88----

| ------- ------- ------- ------------------- |

О Т Р Я Д Ы

-------- ---------------- | |

------------------------------- ------------- |

|(1)||(3)||(1)||(3)||(4)||(3) | |(1) || (1) ---

------------------------------- -------------

Ar196

He115 Do18

Do18 Ju88 |Ju88

=====================================================================

* Наряду с разведывательной авиацией группы "Норд-Ост", в Заполярье по донесениям разведотдела Карельского фронта действовали Ju-88 1-го отряда 120-й группы дальних разведчиков, Do-18 и He-115 1-го отряда 126-й группы дальних разведчиков и самолеты He-115 1-го отряда 706-й группы дальних разведчиков.

Согласно немецким источникам данная таблица имеет следующие ошибки:

1. IV группа 5-й истребительной эскадры базировалась в южной Норвегии;

2. 13-й отряд 5-й эскадры в то время был вооружен Ме-110;

3. III группа 28-й бомбардировочной эскадры на Севере не было.

4. Отсутствует упоминание о самолетах Bv-138 составе групп морских разведчиков.

5. Отсутствуют указания на существование 120-го, 126-го и 707-го отрядов разведчиков (см.: Galland A., Ries K., Ahnert R. The Luftwaffe at War, 1939-1945.London, 1972. P.179.)

В течение весны численность боевых самолетов Люфтваффе на Севере была увеличена более, чем вдвое и, по данным советской разведки, составила на 1 июля 1942 г. по типам самолетов и аэродромам базирования (19):

Авиабазы

Bf -109

Bf -110

Ju- 88

Ju -87

He- 111

Do -18

He- 115

Fi- 156

Hs- 126

Ju- 52

FW- 58

He- 59

Ar -196

Do- 17

Пр

Все-го

Луоста-ри

48

4

4

 

3

   

2

2

2

         

65

Хебуг-тен

6

12

16

20

5

2

2

 

2

9

     

2

 

76

Банак

4

 

91

 

11

6

8

3

 

3

1

1

 

3

 

131

Тромсе          

29

9

1

 

8

   

1

   

40

Алакурти

12

             

2

           

14

Кемиярви

5

                           

5

Рованиеми

5

7

2

13

2

   

1

1

29

       

4

64

Всего

80

23

123

33

21

37

19

7

7

41

1

1

1

5

4

403

И хотя по численности немецкая авиация уступала советской, Люфтваффе и в 1942 г. продолжала удерживать инициативу в небе Заполярья. И причина не только в преимуществах немецкой военной техники и профессионализме летчиков, но и в недостатках советской авиации.

В составе ВВС Северного флота (с приданными ей для прикрытия PQ-17 и PQ-18 cамолетами сухопутных соединений), 14-й армии (мурманское направление) и 19-й армии (кандалакшское направление) Карельского фронта находилось 432 самолета (20). Однако значительная их часть являлась небоеспособной. Из 268 самолетов ВВС Северного флота исправными были лишь 131 (21). Главные причины - выработка моторесурсов на отечественных самолетах и отсутствие запчастей к иностранным. А последние составляли более половины всего самолетного парка (22), причем в большинстве соединений лишь начался процесс их освоения. Значительное поступление новой техники не обеспечивалось подготовленным летным составом, а командиры ВВС не приобрели еще опыта применения новой авиационной техники. Не случайно советское командование неоднократно пыталось завербовать пленных немецких летчиков в качестве инструкторов для обучения своих пилотов.

Используя собственные преимущества, немецкое командование с наступлением весны и лета провело ряд крупных операций, имевших целью прервать союзнические коммуникации на Севере, числе которых массированные бомбардировки портов Мурманска (май-июнь) и Архангельска (август-сентябрь), разгром каравана PQ-17, операция "Вундерланд" в Карском море. Почти все эти операции были неожиданными для советского командования. Первый налет на Архангельск 24 августа прошел для фашистской авиации безнаказанно. Вплоть до столкновения с "А.Сибиряковым" не был замечен "Адмирал Шеер". 18 самолетов, специально посланные на его поиск, так и не смогли обнаружить рейдер (23). И здесь следует отдать должное смелости немецких летчиков и моряков. Лишь после войны стало известно, что успех этих и других операций был во многом достигнут благодаря развертыванию в глубоком советском тылу секретных фашистских баз. Такие базы были созданы на островах Земли Франца-Иосифа, на Новой Земле, на Шпицбергене (24). Обнаруженные недавно материалы указывают также на вероятность существования немецкой аэродромной площадки в районе озера Окулово, что в 200 километрах к северо-востоку от Архангельска (25).

Умело используя собственные преимущества и просчеты противника, немецкое командование в целом успешно решило поставленную задачу: свело до минимума поступление стратегических грузов в Россию северным путем. В решении этой задачи немалую роль сыграла и авиация 5-го флота. С 1 ноября 1941 г. по 1 ноября 1942 г. потери авиации Северного флота от действий противника составили 202 самолета. При этом, по данным советской стороны, враг потерял 312 самолетов, из которых к достоверным потерям следует отнести лишь половину (26). Что касается ВВС 14-й и 19-й армий Карельского фронта, действовавших против авиации 5-го флота, ими за первый год войны уничтожено 186 самолетов противника, из которых также лишь половину надлежит считать достоверными потерями. Сами же ВВС Карельского фронта на мурманском и кандалакшском направлениях за этот период недосчитались 98 машин (27). Отсутствие данных немецкой стороны и несовершенство методики подсчета сбитых самолетов Люфтваффе в советских источниках не позволяют пока дать точные цифры этих потерь. Но каковыми бы они ни были, приведенные выше данные указывают на возросший накал боев в Заполярье в 1942 г. Наивысшего накала эти бои, как правило, достигали в районе Мурманска. "Лучше три раза слетать на Лондон, чем раз на Мурманск",- говорили позднее пилоты 30-й эскадры. Мурманск принадлежал к четырем сильнейшим пунктам ПВО Второй мировой войны - двум "Л" (Лондон, Ленинград) и двум "М" (Мурманск, Мальта) (28). Именно под Мурманском немецкая авиация и понесла наиболее значительные потери - до 30% всех сбитых в Заполярье самолетов.

Сильная группировка немецкой авиации сохранялась до конца осени 1942 г. Подготовка англо-американских войск к высадке в северной Африке (операция "Факел") вынудила немецкое командование перебросить значительную часть ударной авиации на юг. С 3 ноября 1942 г. началось перебазирование в Италию подразделений 26-й и 30-й эскадр. Из всего состава ударной авиации на Севере сохранились только 20-30 бомбардировщиков из I-й группы 30-й эскадры и группа пикирующих бомбардировщиков Ju-87. К началу нового, 1943 года, немецкие воздушные силы на Севере были сокращены почти вдвое. По данным советской разведки, их численность на аэродромах базирования на 1 января 1943 г. составляла (29):

АВИАБАЗЫ Ju-88 He111 Me109 Ju-87 He115 Fi-156 Fw189 Ju-52 Me110 Всего
Луостари
Хебугтен
Банак
Тромсе
8
6
13
1
7

21
7

18 6

2
3

2

3
10

4
11

37
49
36
15

Алакурти
Кемиярви
Рованиеми
                 

28
15
14

Всего:                   194

1943 год стал переломным в войне. Для Вермахта он характеризуется вынужденным переходом от активного наступления к обороне. Стратегическая инициатива переходит в руки союзников, которые удерживают ее до конца войны. Изменение стратегии немецким командованием не могло не сказаться на изменении тактики ВВС, в том числе и на Севере. Состав 5-го воздушного флота постепенно приобретает явно оборонительную структуру. В течение года почти вся дальнебомбардировочная авиация была переброшена на другие ТВД. В июле 1943 г. на Запад была передислоцирована группа Ju-88. Роль ударной авиации переходит к штурмовикам Fw-190А, появившимся с весны этого года на Севере. В составе 5-й истребительной эскадры формируется штурмовой отряд.

Умелое применение штурмовой авиации, высокая ее активность создают напряженную обстановку на коммуникациях Северного оборонительного района и на Кировской железной дороге. Достаточно упорным и эффективным было и противодействие советской авиации, которая, приобретя более, чем двукратный перевес, наконец-то перешла к наступательным действиям. По немецким данным, части 5 воздушного флота сбили в 1943 г. 910 советских самолетов (30). В реальности авиачасти Северного флота потеряли в этом году 324 (31), а ВВС всего Карельского фронта - 153 машины (32). По советским данным, авиацией Северного флота за сопоставляемый период сбито 392, а Карельского фронта - 187 немецких самолетов (33), хотя сведения о потерях противника следует считать завышенными с обеих сторон, немецкие статисты здесь явно преуспели. И это закономерно: как в 1941-1942 г. советские, так, в 1943 г. немецкие источники пытаются сгладить горечь собственных потерь преувеличением числа сбитых самолетов противника. Потери же Люфтваффе в 1943 г.в сравнении с предыдущими годами достигли максимума. Именно в этом году были сбиты такие асы-истребители, как Р.Мюллер, первый кавалер Рыцарского креста в 5-й истребительной эскадре (94 победы в воздухе), Г.Дебрих (65 побед), А.Бруннер (53 победы).

В ноябре 1943 г. группировка ВВС Германии на Севере в очередной раз уменьшилась. Две группы, истребительная (II/5) и пикирующих бомбардировщиков, были переброшены на ленинградское направление. В феврале следующего года в южную Норвегию перебазировался 13-й отряд 5-й эскадры - отряд Ме-110, бывший главным противником советских летчиков в боях над конвоями. Тогда же в составе 5-го флота началось формирование 8-й ночной штурмовой авиагруппы, аналогичной частям ночной бомбардировочной авиации Советской Армии. Сначала на ее вооружение поступили 12 Ar-66, а затем, переброшенные из Латвии Ju-87 из состава 5-й штурмовой эскадры. До августа 1944 г. силы Люфтваффе на Севере (называемые теперь силами Командующего ВВС в Финляндии) состояли из одной истребительной, одной штурмовой, одной ночной штурмовой групп и двух разведывательных авиаотрядов, не считая частей морской авиации. В августе дополнительно прибыла IV группа 5-й эскадры, оснащенная истребителями Fw-190 (34).

По данным советской разведки на 1 сентября 1944 г. северной Норвегии дислоцировались следующие части и соединения Люфтваффе (35):

Типы самолетов

Соединения и части

Количество самолетов
Me-109 Часть III группы 5-й истребительной эскадры 12
Fw-190 14-й отряд 5-й истребительной эскадры 6-8
Me-110 13-й отряд 5-й истребительной эскадры 1
Ju-88 1-й отряд 22-й группы дальних разведчиков 9
Ju-88 1-й отряд 124-й группы дальних разведчиков 7
Ju-88 Метеоотряд Верховного Командования ВВС 7
He-111 Метеоотряд Верховного Командования ВВС 7
He-115 Часть 131-й группы морских разведчиков 6
Do-24 5-й и 10-й отряд службы спасения 10
Fw-189 32-я группа войсковых разведчиков 2
Bw-138
Fi-156
Ju-88
Самолеты неустановленных соединений

3
2
2

 

Итого:

74-76*

* По немецким источникам, данная таблица имеет следующие неточности:

1. Не отмечены самолеты Ar- 66, Ju- 87 из состава 8-й ночной штурмовой авиагруппы, а также Fw -200 из 3/KG30, Ju -188 из 1.(F)/124, Ju-52 из 20-й транспортной группы

2. 14-й отряд 5-й истребительной эскадры был к этому времени переформирован в 4-й отряд

3-й штурмовой эскадры. (см.: Н а f s t e n B., L a r s s t u v o l d, O l s e n B., S t e n e r s e n S. Flyalarm: Luftkrigen over Norge,1939-1945. Oslo,1991.S.224)

--------------------------------------------------------------

Им противостояли 557 самолетов ВВС Северного флота (36) и 809 Карельского фронта (37). Причем вся фронтовая авиация после завершения Свирской операции была передислоцирована на кандалакшское направление, то есть непосредственно против немецких армий и ВВС 5-го флота. К осени 1944 г. германская авиация не только утратила инициативу, но и полностью отказалась от активных боевых действий. Практически полностью прекратились налеты на объекты советского тыла. В противоконвойных

операциях авиация стала играть лишь вспомогательную роль. Сильное воздействие на моральное состояние немецких войск оказали массированные налеты советской авиации на порты Варангер-фьорда. Более чем 10-кратный перевес советской авиации обеспечил успешное проведение Петсамо-Киркенесской операции, завершившей войну в Заполярье. Уже на третьи сутки после начала операции, 10 октября, немцы оставили аэродром Луостари, 23 октября - базу Хебугтен (Киркенес), а 1 ноября 1944 г. остатки ВВС Германии были отведены на авиабазу Банак. Активные действия Люфтваффе на Крайнем Севере завершились.

В результате боев в 1944 г. Люфтваффе, согласно советским источникам, потеряли 673 самолета; авиация же Северного флота и 7-я воздушная армия Карельского фронта за тот же период недосчитала 584 машины. Всего за годы войны германская и финская авиации потеряли на Севере, по советским данным , 2384 самолета, а советские ВВС - 1957 машин (38). Такова статистика результатов войны в небе Севера. Скорбная статистика...


1. Военно-исторический журнал, 1991, № 3. С.31.

2. Hafsten B.,Larsstuvold U.,Olsen B.,Stenersen S. Flyalarm. Оslo,1991.S.50. Кроме основных задач, I группа 77-й эскадры занималась освоением самолетов Ме-109Т, спроектированных для строящегося авианосца "Граф Цеппелин".

3. Ibid. S.122. Kurowski F. Luftwaffe uber Rusland. Munchen, 1987. S.50. Теоретически было бы необходимо учитывать и авиацию Финляндии, но фактически она действовала в основном против 7-й и 23-й армий Северного фронта, разделенного 23.08.41г. на Карельский и Ленинградский.

4. Иноземцев И.Г. В небе Заполярья и Карелии: Военно-исторический очерк боевых действий ВВС Карельского фронта и 7-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М., 1987. С.5.

5. Бойко В.С. Крылья Северного флота. Мурманск, 1976. С.24.

6. Центральный военно-морской архив (ЦВМА), ф.767, оп.2, д.87, л.5

7. ЦВМА, ф.12, оп.1, д.76, л.25.

8. Hafsten B., Larsstuvold U.... S.121-122.

9. Ibid. S.122.

10. Центральный архив Министерства обороны России (ЦАМО) ф.342, оп.5446, д.1, л.6; ЦВМА, ф.12, оп.1, д.76.

11. Militargeschichte. Berlin, 1978. S.331.

12. Согласно материалам ЦВМА, ВВС Северного флота уничтожили на 1 ноября 1941 г. 150 самолетов врага. По документам ЦАМО (ф.342, оп.5446, д.1, л.6) авиацией Карельского фронта сбито и сожжено на аэродромах на 22 ноября 1941 г. 133 самолета противника.

13. Hafsten B., Larsstuvold U. ... S.123.

14. Seppala H. Suomi hyokkaana. Helsinki, 1984. S.219.

15. Girbig W.Jagdeschwader 5: Eine Cronik aus Dokumenten und Berichten, 1941-1945. Stuttgart, 1976. S.68-69.

16. Kurowski F. Seekrieg aus der Luft. Herford, 1979. S.298; Hummelchen G. Der deutschen Seeflieger 1935-1945. Munchen, 1976. S.138; Wood T, Gunston B. Hitlers Luftwaffe. London, 1977. P.69.

17. Historical Branch of Ministry of Defence (HBMD). File BR 1736(44)

- Battle Summery No 22. Arctic Convoys, 1941-1945. Historical Section. Admiralty.1954.Р.52.

18. ЦАМО, ф.432, оп.5440, д.3, л.151.

19. Отделение Центрального Военно-морского архива (ОЦВМА), ф.20, д.17881, л.198 об.

20. ОЦВМА, ф.20, д.17882, л.199-199 об; ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.3,л.67

21. ЦВМА, ф.767, оп.2, д.87, л.199 об.

22. Там же. Л.244 об.

23. Там же. Л.246-247.

24. См.: Schwerdtfeger W., Selinger F. Wetterflieger in der Arktis 1940-1944. Stuttgart, 1982. S.65, 80, 99; Schofield E,.Nesbit R.C. Arctic Airmen: The RAF in Spitsbergen and North Russia in 1942. London, 1987. P.63, 64-68, 93-108; Булатов В.Н. Немецкая база на Земле Франца-Иосифа // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Выпуск 2. М., 1994.С.46-49.

25. Архангельск, 1992, 23 июня.

26. Подсчитано по данным ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77.

27. ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.19, л.71.

28. Girbig W. Jagdgeschwader 5: Eine Cronik aus Dokumenten und Berichten 1941-1945. Stuttgart, 1976. S.280.

29. ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77, л.310.

30. Hafsten B., Larstuvold U. ... S.174.

31. Подсчитано по данным ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77.

32. ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.4, л.34.

33. Там же, а также ЦВМА, ф.12, оп.1, д.77.

34. Girbig W....S.248,325; Smith J.R.German Aircrafts of the Second World War. London, 1978. P.18.

35. ОЦВМА, ф.20, д.17882, л.225.

36. Там же. Л.226 об.

37. ЦАМО, ф.342, оп.5440, д.3, л.85-87.

Там же. Д.4, л.32,36; ОЦВМА, ф.20, д.17882.